Относительно молодая, по сравнению с другими видами рукоделия, техника синели сегодня становится все более популярной. Главное, за что ее любят мастерицы – сочетание простоты пошива с оригинальностью и эффектностью готового полотна.
Синель можно назвать «лоскутным шитьем наоборот». Лицевая ее сторона имеет вид разноцветных полосок, аккуратно пришитых на ткань-основу. Но на самом деле используется обратный прием – изначально крупные отрезы ткани постепенно по ходу работы превращаются в ровные полоски и напоминают очень крупный вельвет, пушистый и мягкий.
Что можно сшить из синельного полотна?

Круг применения рукотворного «меха» ограничивается лишь фантазией рукодельницы. И если первоначально на основе этой техники создавали лишь пледы и коврики, то теперь синель встречается и в модных гардеробах.
В качестве основы и декора синель применяют для пошива
- Одежды: жакеты, жилеты, пальто, юбки.
- Аксессуаров: сумки, косметички, чехлы для очков и сотовых телефонов.
- Предметов интерьера: пледы, покрывала, коврики, декоративные подушки, прихватки, лежанки для домашних любимцев.
Какие материалы и инструменты для работы выбрать?

То, насколько эффектным получится отшитое изделие, напрямую зависит от правильно подобранных материалов, и в первую очередь, тканей.
Для работы в технике синель следует отдавать предпочтение нетянущемуся и стойкому к осыпанию текстилю. «Правильная» ткань при этом на срезе должна хорошо «махриться».
Зарекомендовали себя всевозможные хлопки (бязь, ситец, поплин, деним), лен, вафельное полотно. Они удобны в работе, доступны по цене и продаются в любом швейном магазине, что идеально для начинающих мастериц.
Более опытные рукодельницы в дополнении к ним используют и более капризные материалы – шифон, шелк, органзу.
А экономные хозяйки могут дать вторую жизнь старым джинсам, простыням, занавескам, скатертям. Ведь для синели не обязательно использовать новые ткани, на внешнем виде готового изделия это никак не отразится.
В цветовом решении ткани могут быть как однотонными, так и принтованными. Их чередование и сочетание в работе полностью зависят от вкуса и личных предпочтений мастерицы.

Важное условие: перед началом пошива необходимо постирать выбранные отрезы, высушить и прогладить утюгом. Это поможет избежать перекосов и линьки отдельных тканей, которые могут впоследствии испортить изделие.
Помимо тканей, для работы потребуются:
- Острые ножницы;
- Нитки в тон;
- Линейка и мел/самоисчезающий маркер для разметки;
- Швейная машинка;
- Одежная/зубная щетка с жесткими щетинками.
Этого набора доступных материалов вполне достаточно для первого знакомства с синелью. В дальнейшем, при желании развиваться в этой оригинальной технике рукоделия, можно пополнить свои запасы швейных принадлежностей. Современные магазины предлагают специальный роликовый нож для разрезания слоев, лекала и раскройные коврики, профессиональные щетки для «распушения» срезов.
Многослойность синели

Определяющая характеристика синели – многослойность. Синельное полотно условно можно разделить на три составляющих:
- Первый слой – основа. На нее будут нашиваться все последующие отрезы ткани. Как правило, для основы используют более плотный материал, чтобы тяжелая бахрома впоследствии выглядела более аккуратно. Размеры детали-основы следует увеличить на 2-3 см по всему периметру – так будет легче контролировать разрезание верхних тканей.
- Второй слой – «наполнители». Это отрезы текстиля, формирующие бахрому. Их количество колеблется от 2 до 5 деталей. Важно помнить, что чем больше в наполнителе слоев, тем тяжелее и грубее будет готовое полотно. Лучше всего здесь использовать легкие материалы с подвижным переплетением нитей – ситец, бязь. Они дают ярко выраженный «махровый» эффект. Цветовое решение может быть любым, но более выигрышно при этом смотрится расположение слоев от светлого (внизу) к темному (вверху). Оттенками можно играть, каждый раз получая новое полотно, ведь одни и те же ткани, составленные в разной очередности слоев, смотрятся совершенно по-иному. Основная задача слоя-наполнителя – помочь «лицу» синели проявить себя, поэтому выбор тканей здесь должен быть созвучен цветовой гамме завершающего верхнего отреза.
- Третий слой – лицевая сторона синели. От выбора цвета/принта здесь зависит вид готового изделия, его красочность и оригинальность. Хорошо подходят для верхнего слоя ткани с крупным рисунком, растительным орнаментом или абстракцией. На этом этапе допускается использовать чуть более плотную фланель и даже Павлово-Посадские платки.
Как шить в технике синель?

Освоить синель – дело не сложное, но кропотливое, требующее внимания и аккуратности. Важно запастись терпением и точно следовать этапам технологии пошива.
- Подготовленные отрезы ткани укладываются в нужном порядке друг на друга, лицевыми сторонами вверх. Важно соблюдать последовательность слоев: основа – наполнитель – верхний красочный слой.

2. Долевые нити в отрезах должны походить в одном направлении.
- Портновским мелком/самоисчезающим маркером нанести разметку: разлиновать отрез диагональными линиями, проводя их под углом в 45° через каждые 1,5-2 см. Более тонкие полосы по итогу работ будет сложно разрезать непрофессиональными инструментами, слишком же широкие не дадут нужного «махрового» эффекта. Для первой работы можно ограничиться рядом параллельно идущих линий. В дальнейшем можно прокладывать разнонаправленные строчки, сохраняя угол в 45° — это позволит достичь интересного графического решения.
- По всему периметру заготовку следует сколоть булавками или сметать вручную – это поможет ровно прошить все отрезы, несмотря на значительную многослойность.
- Настроить на швейной машинке максимальную частоту стежка. При желании для удобства работы установить шагающую лапку.
- Точно по намеченным линиям прострочить текстильный «сэндвич».
- Острыми ножницами разрезать слои по центру образовавшихся полосок, не затрагивая ткань-основу.
- При помощи щетки расчесать, размахрить срезы, расправить их вручную.
Полотно готово! Теперь можно воспользоваться им по назначению – смастерить красивую прихватку, плед, сумку или экстравагантный наряд. Если это первая проба пера в рукоделии – оптимальный вариант – сшить джинсовый коврик.
Шьем коврик из старых джинсов в технике синель

- Подготавливаем джинсу: брючины разрезаем вдоль швов, убирая утолщения. Из полученных полотнищ вырезаем прямоугольники, максимально укладывающиеся в длину джинс. Сшиваем их по длинной стороне прямой строчкой на швейной машинке до получения желаемых параметров.
- Из ткани-компаньона выкраиваем отрез размером, равным готовой джинсовой детали. Отдельно кроим бейку для обтачки (ее величина равна длине ковра по периметру + несколько см. на подгибку/обработку).
- Шьем синельное полотно, по технологии, описанной выше.
- Располагаем джинсовую деталь и отрез подклада изнаночными сторонами друг к другу, стачиваем по краю прямой строчкой на швейной машине.
- Шов закрываем обтачкой в тон подклада или контрастной к нему.
Уютный, приятный для ног, джинсовый коврик готов. По такому же принципу можно сшить кухонные прихватки, покрывала и пледы.
Уход за изделиями в технике синель

- Сохранить как можно дольше красоту синельной работы, будь то подушка, плед или изысканный жакет, поможет правильно организованный уход за вещью. Если при пошиве использовались ткани разных фактур и составов, то ориентироваться следует на более капризную из них.
- Желательно не подвергать изделие частым стиркам и при необходимости делать это вручную в холодной или чуть теплой воде.
- В качестве чистящего средства можно использовать стиральный порошок для цветных вещей и добавлять кондиционер. А вот от использования отбеливателей необходимо отказаться.
- Выстиранное изделие сушат в расправленном виде на горизонтальной поверхности, без предварительного отжима скручиванием. Исключение – одежда – ее сушат, аккуратно расправив на плечиках.
- Изделия из синели не гладят утюгом, иначе эффект «пушистости» сойдет на нет. Оптимальный вариант – воспользоваться парогенератором, либо отпаривать утюгом, не прикасаясь непосредственно к ворсу.
Приятное открытие для любителей рукоделия, или же первый шаг в удивительный мир творчества? Синель легко может быть и тем, и другим. Стоит только попробовать – и на пошиве одной вещи вряд ли захочется остановиться.