Жадность – хорошо или плохо: понятие личных границ ребенка

Жадность
Поделиться этой публикацией

Во времена Советского Союза, от которого современный человек все еще не может отойти, принято было делиться своими вещами. Если ребенок не дает игрушку, его за это корили, срамили, называли жадиной. В настоящее время ситуация несколько изменилась. Никто не вправе осудить малышей за то, что они не делятся любимой игрушкой. Но так ли все однозначно? Если брат категорически запретит сестре пользоваться своими вещами, позицию сочтут не совсем правильной. Психологи пытаются объяснить разницу между понятиями «жадность» и «личные границы». Пробуем разобраться, кто прав!

Основные понятия

Скрудж МакДак и его деньги

Жадность толкуется, как неумеренное желание потреблять что-либо или владеть чем-то. Возникает при наличии соперничества, когда существует риск не получения интересующего объекта, предмета. Соперничество развивается на подсознательном, сознательном уровне. Жадина не испытывает этих чувств, если нет конкуренции и понятия «мое». О личных границахребенок узнает от родителей.

В каждой семье имеется свой стереотип поведения и межличностного отношения. Как будет проявлять себя чадо в обществе, зависит от родителей или лиц их заменяющих. До трех лет отсутствует понимание личностного пространства. «Я», «мое» появляется позже, когда ребенок начинает воспринимать себя как отдельную от мамы личность. По мере взросления малыша родители приступают к построению личных границ, объяснению модели поведения.

Предметные границы и жадность

Кошка и котенок едят молоко

Человек имеет право на собственные вещи, в том числе, малыш.Как только купленная вещь передается со словами: «Это тебе!», вступают в силу права собственности.

С имуществом владелец делает что угодно: играет, ломает, дарит или бережет, как зеницу ока. При этом должен понимать, что последует при совершении тех или иных действий. К примеру, своему чаду объясняют, что новой машинки или куклы не будет до такого-то момента. Пусть он думает, как подарком распоряжаться.

Нужно ли делиться

Ребенок с кучей вещей

Каждому нынешнему взрослому знакома фраза: «Игрушками надо делиться!» Ее в детстве говорили мама и папа, родители друзей, воспитатели детского сада, учителя в школе. В современном мире ситуация несколько изменилась, и уже взрослые родители задаются вопросом: «А надо ли это делать?».

Мнения специалистов неоднозначные.

  • Маленький член общества должен сам решать, давать играть любимую игрушку кому-то или нет. В одних случаях им одолевает страх и жадность, когда он боится, что его собственность сломают, не отдадут, потеряют. В других – здравый смысл. Если он отдаст, к примеру, игрушку, чем будет играться. Правильнее будет совершить обмен «ты – мне, я – тебе». Тогда ребенок будет следить, чтобы с его игрушкой бережно играли, и то же самое будет делать сам.
  • Ребенка нужно приучать делиться, поскольку в противном случае развивается эгоизм, даже эгоцентризм. Если другому малышу нечего дать взамен, это не значит, что с ним не стоит делиться. Если в детстве маленький индивид зацикливается на собственных интересах и во всем ищет материальную выгоду, вырастет корыстным, жадным и безразличным к чужим просьбам человеком.

Дети будут уважать чужие границы, если увидят такое отношение к своим. Еслималенький член общества увидит, что с его игрушкой ничего не случилось после того, как ею поиграл кто-то другой, он поделится собственностью в следующий раз. Когда получит назад сломанную вещь, сделает соответствующие выводы, извлечет жизненный урок, станет жадным, корыстным.

Старая модель поведения родителей и фраза: «Не будь жадиной» постепенно уходят в прошлое. Хорошо это или нет, покажет время. С детства современные мамы, папы учат детей отстаивать свои права, копить деньги и распоряжаться самостоятельно собственным имуществом. С одной стороны формируется успешный бизнесмен, умеющий сказать «нет», с другой – черствый, нечувствительный к чужому горю индивид. Некоторые родители выходят из ситуации следующим образом – заставляют делиться с членами своей семьи, но ограничивают щедрость по отношению к чужим людям.

Почему нельзя заставлять

Личные границы и жадность ребенка

Принуждение делиться негативно сказывается на формировании личности в будущем. Так говорят психологи. Современное общество уже далеко не то, что было несколько десятилетий тому назад. Когда все вокруг «акулы», а ты «пушистый котенок», приходится тяжело. Искусственная щедрость приводит к таким последствиям:

  1. Человек не умеет говорить «нет»

В детском саду, дома научили делиться. Ребенок изначально отдает игрушки, потом канцелярские принадлежности, затем карманные деньги. Окружающие пользуются щедростью, а ребенок остается в убытке. Ничего не изменится в будущем, когда взрослые нагло будут просить, оставлять доброго человека ни с чем.

Сейчас маленький член общества воспринимается как индивид, с которым нужно считаться. Игрушка – самая важная вещь. Почему он должен ее давать? Папа, прикупив новый автомобиль, никому не дает прикасаться к транспорту. Мама, отхватив дорогое платье, мигом прячет его в шкаф. Чем отличается любимая вещь малыша от имущества родителей?

  • Не может правильно распоряжаться финансами

Человек, привыкший все отдавать, никогда не отложит сбережения, не станет богатым. В данном случае нужен циничный расчет, следование собственным желаниям.

  • Становится жадным во взрослом возрасте

Человек бывает щедрым от рождения и «сделанным». В первом случае щедрость приносит внутреннее удовлетворение. Ему нравится делиться тем, что у него есть и делать людей счастливыми. Такому свойству не надо учить, оно появляется и развивается само по себе.

Белка с орехом

Искусственная щедрость опасна для родителей и их отпрысков. Во взрослом возрасте человек становится не просто жадиной, а скупердяем, который бережет каждую копейку, никогда не дает в долг, не делает подарки просто так. Кроме этого, он таит обиду на родителей, которые заставляли делиться самым дорогим с другими.

  • Наблюдается нарушение чужих границ

Если малыша не научили отстаивать свои права и границы, он станет нарушать чужие. Если сын или дочь вырывает из рук вещи у подружек, друзей, стоит объяснить, что так делать нельзя. Кричать, ругать, и тем более бить, нельзя. Агрессия вызывает обратный эффект. Нужно объяснить спокойным тоном, а затем предложить поменяться игрушками. Такая ситуация учит малыша справляться с эмоциями, ведь не все вещи можно взять сразу после того, как захотелось.

Если у дочери или сына обобрали вещь, не нужно делать вид, что все нормально и убеждать ребенка, мол, ничего страшного не произошло. Такими действиями родители искажают представление о собственной границе и лишают чувства защищенности. Малыш приучается к мысли, что любой желающий может подойти, взять его вещь, а потом отдать или вовсе оставить себе.

Не нужно учить детей быть хорошими для окружающих, нужно быть таким для себя. Когда человек находится в гармонии с собой, с ним легко общаться, приятно иметь дело. От поведения и отношения родителей зависит успешность сына либо дочери.

А что говорят психологи по поводу жадности? Одно из мнений в видео ниже:

Поделиться этой публикацией