Урок физкультуры вводится еще в детском садике, а в школе заниматься приходится 2-3 раза в неделю. Не всегда урок вызывает восхищение у учеников, а родители стараются выбить справку о полном либо частичном освобождении. Взрослые люди не раз возвращаются к вопросу физической культуры, пытаются делать по утрам зарядку, периодически бегать, отжиматься и качать пресс. Так нужен ли урок, и какую пользу он приносит организму растущего и сформированного человека?
Влияние на организм

Физкультура или физ-ра, как любят называть ее школьники, — главная составляющая здорового образа жизни. Правильная физическая нагрузка поддерживает организм в тонусе, обеспечивает нормальное функционирование дыхательной, сердечной, сосудистой, костной и даже пищеварительной системы. Во время занятий в организм поступает большее количество кислорода, улучшается кровообращение, ускоряется обмен веществ.
Регулярная нагрузка оказывает благоприятное воздействие на организм:
- поддерживает сердце и мышцы в тонусе;
- укрепляет скелет;
- предупреждает инфаркты и инсульты;
- устраняет головокружение, слабость;
- повышает энергетический потенциал;
- улучшает кровообращение;
- способствует сжиганию калорий, предупреждает отложение жиров;
- улучшает состояние нервной системы;
- тренирует легкие;
- укрепляет иммунитет.
Дети, регулярно посещающие урок физкультуры, лучше усваивают материал, активнее на занятиях. У взрослых повышается выносливость, работоспособность, улучшается общее самочувствие. Если противопоказаны общеукрепляющие упражнения, занимаются лечебной физкультурой, которая отличается уровнем нагрузки.
Разница между уроком физкультуры и спортом

Для сохранения и поддержания здоровья требуются нормированные нагрузки. При недостаточной физической активности развиваются болезни опорно-двигательного аппарата, сосудов, пищеварительного тракта. Чаще всего – это остеохондроз, артроз, геморрой. Однако бывают ситуации, когда профессиональные спортсмены, выполняя все нормы и требования тренировок, умирают на ринге, в процессе соревнований, на подиуме. Человек, занимающийся физической культурой, поддерживает тело в норме, а спортсмены моделируют его за счет усиленных нагрузок. Нельзя сказать, что хуже, а что лучше, просто нужно осознать, что это разные понятия.
Сравнительная характеристика физической культуры и спорта:
Определение
- Активность, направленная на укрепление, восстановление, развитие здоровья. Совокупность знаний, направленных на совершенствование внутреннего мира, и реализацию принципов здорового образа жизни.
- Особый вид активности, сопоставляющий физические, интеллектуальные способности людей посредством состязаний, командной игры. Спорт – это достижение определенных целей и результатов, развитие физических навыков, победа над соперником. Предусматривает целенаправленные тренировки, специальное питание, нормированный образ жизни.
Цель
- Поддержание здоровья.
- Достижение конкретных результатов.
Степень вовлеченности
- Периодически в свое удовольствие.
- Регулярно, придерживаясь установленных правил.
Нагрузка
- Умеренная. Для нормального функционирования внутренних органов, систем.
- Усиленная. Достижение пределов человеческих возможностей.
Организация
- Жестких правил и норм не существует.
- Имеется техника тренировок, важна систематичность занятий.
Таким образом, спортсменами становятся единицы, а заниматься физкультурой можно всем, регулируя нагрузки.
Урок физкультуры в школе

Вопрос о том, нужна ли физкультура в школе, регулярно поднимается общественными деятелями, политиками и родителями учеников. Вот и недавно в Московской госдуме предложили убрать урок из учебного плана. Школьники, которые хотят серьезно заниматься спортом, могут это делать после уроков. В учебном заведении дети должны получать знания, а не тратить время на гимнастику. Общественность отрицательно отреагировала на предложение, но находятся и сторонники отмены.
Недостатки:
Уровень физической нагрузки слишком большой для современных детей. После урока они чувствуют усталость, и не могут нормально усваивать материал, либо рассказывать домашнее задание. Один из вариантов – ставить урок последним. Но и тут имеются недостатки. Дети после семи уроков настолько устают, что им хочется полежать на диване, а не бегать и скакать.
Преимущества:
Физическая активность современных детей чрезвычайно низкая. Большую часть времени они проводят за гаджетами. Заниматься физкультурой нет ни желания, ни времени. Родители не контролируют данный процесс, поэтому дети ведут малоподвижный образ жизни, зарабатывают хронические заболевания и расстройства нервной системы.
Часть школьников, действительно, ходит на секции, занимается активно спортом, но это только малая доля учеников. Если убрать урок из школьной программы, наступит «глобальная катастрофа».
Физкультура в школе нужна, но только она должна быть не для зачетов и нормативов, а для общего развития, где дети делают упражнения, занимаются легким бегом, тренируют мышцы.
Освобождение от занятий

Школьная «физра» — далека от идеалов. Все дело в том, что и учителя физкультуры не всегда профессионалы. Когда занятие ведет мастер своего дела, детям показывает пример на себе, тогда и желание ходить на урок выше, и результаты лучше. Не всегда правильно составлена учебная программа.
Заместитель учебной части ставит урок тогда, когда можно, а не когда он будет наиболее полезным и продуктивным. Дети, активно занимающиеся спортом, получают достаточный уровень нагрузки, а тут еще плюс физкультура, и получается передоз. Многие родители задумываются о справке об освобождении.
Ситуация должна рассматриваться индивидуально. По большей части решение пускать школьника на занятие, либо добиваться освобождения, зависит от поведения и политики физрука. Если обучение проводится в игровой форме, для детей – это только плюс.
Ничто не налаживает дружеские отношения, как командная игра и дух соперничества. На занятиях школьники расслабляются психологически, эмоционально, получают заряд энергии, и заодно физическое оздоровление. Если требуют сдачи непосильных нормативов, выматывают до изнеможения, нужно добиваться освобождения либо перевода в спецгруппу.
Идеальный урок физической культуры для детей

Если спросить школьников и их родителей, какой должна быть «физра», ответ будет следующим:
- отсутствие нормативов;
- общеукрепляющие упражнения, не требующие чрезмерной нагрузки;
- бег для разминки не больше 15 минут на свежем воздухе, не в душном спортзале;
- лыжный спорт, если горка возле школы, а не на опушке, до которой добираться полчаса;
- больше игр;
- учитель высокой квалификации;
- занятие в начале дня, а следом урок, не требующий умственной активности, чтобы ребенок мог отдохнуть (например, рисование, трудовая деятельность).
Школьная физкультура – возможность размяться, подвигаться, поиграть без напряжения. На такой урок все дети ходят с удовольствием!
Физкультура для взрослых

Начинать заботиться о своем здоровье никогда не поздно. Упражнения нужны и для профилактики хронических болезней, и для предупреждения рецидивов.
Последствия малоподвижного образа жизни:
- проблемы с давлением;
- лишний вес;
- геморрой;
- приступы остеохондроза;
- частая головная боль;
- слабый иммунитет;
- низкий гемоглобин;
- гормональный дисбаланс;
- неуравновешенная нервная система.
Улучшить состояние здоровья можно, если хотя бы дважды в неделю по 20 минут заниматься физической культурой. В это понятие входит гимнастика, легкий бег, быстрая ходьба. Двигательные и дыхательные упражнения возвращают гибкость двигательному аппарату, улучшают работу сердца, органов пищеварительной, половой, выделительной и кровеносной системы.
Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, нужно не только следить за оценками в школе, но и заботиться о его физическом развитии. Если на уроки «физры» он не ходит, значит, нужна полноценная замена. В противном случае проблемы со здоровьем начнутся уже в стенах школы. Взрослым следует поддерживать организм в тонусе, заниматься физической культурой регулярно, минимум дважды в неделю.
Видео о том, как спорт и физкультура влияют на позвоночник: