Поездка на поезде многим кажется романтическим приключением. Мерное покачивание, шум колес и возможность увидеть новые места манят пассажиров. Их сопровождает проводник поезда, несущий ответственность за каждого человека в вагоне. Эта профессия требует знаний и подготовки, которую даёт специальное образование.
Основные требования к проводнику поезда

Проводник поезда — это тонкая профессия, требующая особого психологического склада характера. Обязанности связаны именно с общением с людьми и это довольно сложно. А принести белье, проверить билет и налить чай — самые обыденные и простые дела.
Проводнику часто требуются навыки индивидуального подхода, поскольку люди встречаются разные и с ними нужно находить общий язык. Коммуникабельность, бдительность, сдержанность — эти качества необходимы для работы, но этому не научат в ВУЗе или на курсах.
Кроме общепринятой обслуги, проводник пассажирского вагона должен выполнять множество других обязанностей:
- постоянно слушать колеса и своевременно выявлять сколы или ползуны;
- контролировать подачу электроэнергии и воды;
- нагревать титан и поддерживать уровень воды;
- вести журнал и следить за выходом пассажиров на нужных станциях;
- быть наготове подать сигнал в случае экстренной остановки состава и контролировать работоспособность стоп-крана.
Обучение профессии

Профессия проводника не представляет особой сложности, основные трудности заключаются во взаимодействии с людьми. Желающие пополнить ряды сопровождающих должны понимать, что им возможно придётся убирать продукты жизнедеятельности посторонних людей, терпеть неадекватные выходки пассажиров и улыбаться в ответ на хамство.
Само обучение не является сложным, дорогим и долгим. Для проводника курсы занимают от трёх месяцев. Окончить их можно в различных техникумах страны. Оплата составит около 30000 рублей.
За время обучения нужно усвоить большой объем материала, его подают ускоренно и большими порциями. В обязательном порядке нужно изучить:
- основные положения;
- элементы, входящие в комплектацию вагона;
- документооборот ж/д состава;
- виды огнетушителей.
Курсы для сотрудников у ФПК и Гранд-экспресс бесплатные. Обучение направлено на развитие способности урегулировать конфликтные ситуации, эксплуатировать оборудование в поезде и соблюдать правила безопасности.
Проводник пассажирского вагона может иметь только среднее образование, а должность «начальник поезда» требует высшего. Специализация может быть любой, но железнодорожное направление в приоритете.
Трудоустройство
Гораздо сложнее начинающим проводникам устроиться на работу. Работодатель выбирает сотрудников с опытом работы, невзирая на постоянную текучку кадров. Поэтому этот вопрос лучше решить заранее, когда проводник курсы выбирает. Обучающее заведение должно предоставить место работы по окончанию учебы.
Также обязательно пройти медицинскую комиссию, без этого к работе не допустят. Но здесь можно столкнуться с некоторыми трудностями. Сотрудники ж/д больниц устраивают настоящее испытание, бесконечно направляя будущих проводников по кабинетам.
Закончив курсы, сотрудники направляются на стажировку. Обязательно получить инструктаж и пройти тестирование.
Стажировка проходит во время рейса с опытным проводником. Поездка по дальности не ограничена. Новичок должен заполнить дневник и получить одобрение опытного сопровождающего. В дневнике фиксируется информация о деятельности и время.
Все проводники без исключения регулярно подтверждают квалификацию. Через определенный срок нужно пройти переподготовку и сдать экзамены. При необходимости, в курс включают дополнительные дисциплины. К примеру, во время ЧМ по футболу сопровождающие иностранных граждан проходили обучающий курс английского языка.
Система разрядов
Каждая железнодорожная профессия имеет свой разряд. Чем он выше, тем больше заработная плата и требования:
- 1 — у персонала по уборке;
- 2 — у сопровождающих составы в пригородную зону;
- 3 — у сопровождающих поездов дальнего следования;
- 4 — у сотрудников, работающих на международных составах;
- 5 — у проводников со знанием иностранного языка.
Самые высокие разряды присваивают начальникам железнодорожных систем — это 15, 16 или 17.
Начальники поезда имеют 8-11 разряды. Они несут ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, регулируют конфликты, отвечают за своевременное прибытие и отъезд и управляют работниками ж/д состава.
Трудовая деятельность

Заступив на смену, сначала нужно принять инвентарь. Все предметы пересчитываются, системы водоснабжения и отопления осматриваются, посуда для чая и постельное белье пересчитывается, пломбы и документы проверяются, а также вагон углем и водой. На это даётся ограниченное количество времени, перед прибытием на вокзал. Последний штрих перед отправкой в путь — надеть униформу и привести себя в порядок.
Заработная плата, бонусы и система поощрения

Железнодорожные компании платят по-разному. Их в России несколько и они отличаются условиями работы и графиками. К примеру, ТКС предлагает 39000 рублей в месяц с учётом длительных поездок, а ФПК — до 30000 рублей.
Сменный график тоже существенно отличается. Он может быть 8 через 8, 14 через 14, 16 через 16 или другим. В период отпусков или нехватки сотрудников приходится совершать по несколько рейсов без выходных. За это платят в 2 раза больше, как и за выход на работу в праздники.
В любом случае, на железной дороге платят белую заработную плату. За выслугу лет сотрудники получают премии. Она составляет несколько окладов и начисляется раз в 5 лет. Больничные листы и отпускные оплачивают согласно законодательству.
Стабильность — одно из главных преимуществ железнодорожной компании. Сотрудникам подключают ДМС, в которое входит стоматология. Также открыт бесплатный доступ к бассейну и санаторию.
Если сотрудник напишет заявление, работодатель будет отчислять средства в ПФ на накопительную часть. Добираться до работы по железной дороге в пределах 150 км проводник поезда будет бесплатно. А детям предоставляют льготные путевки в летние лагеря. 1 раз в год сотрудник также вместе с ребенком может поехать по России бесплатно в любую точку.
Профессия проводника требует много усилий, самоотдачи и особого склада характера. Работа с людьми — непростое занятие, но очень интересное. Кроме того, труд сопровождающего поезд оценивается по достоинству: хорошая зарплата, соцпакет и масса льгот от работодателя.
Профессия проводник пассажирского вагона в видео: